Російська мова

Тема 1. Текст

1. Узнай сказку по ключевым словам. Название сказки запиши.

Дед, баба, колобок, заяц, волк, лиса.

______________________________________________________________________________

2. Запиши ключевые слова к сказке, которую ты знаешь.

______________________________________________________________________________

3. Запиши, из какой сказки взят отрывок.

Скоро все звери, у которых были плохие глаза, получили от доктора Айболита очки. Лошади стали ходить в очках, кошки и собаки – в очках. Даже старые вороны не вылетали из гнезд без очков.

____________________________________________________________________________

4. Обозначь, какие из заголовков подходят к текстам-повествованиям.

а) В осеннем лесу

б) Чемпион среди овощей

в) Храбрый щенок

г) Случайная встреча

5. По зачину определи, какой текст задуман. Запиши.

У нас в саду поселилась семья ежей. Однажды ночью мы услышали…

Текст-______________________________________________________

6. По зачину определи, какой текст задуман. Запиши.

У нас в саду поселились сороки. Сами они черные, а по бокам – белые…

Текст-__________________________________________________________

7. По зачину определи, какой текст задуман. Запиши.

Высоко в небе летят из южных краев журавли. Но вдруг их строй нарушился, птицы сбились в кучу, заходили кругами…

Текст-______________________________________________________________________

8. Прочитай. Озаглавь текст. Заголовок запиши.

_____________________________________________________

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в черных шляпах с желтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок.

9. Прочитай части текста. Отметь, как нужно их расположить, чтобы получился текст.

1) Ветер начал дуть что было мочи. Но чем больше он старался, тем крепче путник закутывался в свой плащ. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело бедного путника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он снял плащ.

2) Затеяли Солнце и Ветер спор: кто из них сильнее. Решили помериться силами над путником, снять с него плащ.

3) Лаской и добротой можно сделать больше, чем гневом.

а) 1, 2, 3 б) 2, 1, 3 в) 2, 3, 1

10.Подбери и отметь подходящий заголовок к тексту задания 9.

а) Спор Ветра и Солнца

б) Путник

в) Путник в плаще

11.Отметь, к какому типу относится текст задания 9.

а) рассуждение

б) повествование

в) описание

12.Прочитай. Составь вопросы к тексту и запиши их.

Белая береза… Пожалуй, это самое любимое дерево в России. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок. С ней связаны и старинные обряды.

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

13.Расположи предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

____ Заглянул один луч в норку к старой черепахе и разбудил ее.

____ Выглянула черепаха из норки и поползла на луг искать себе завтрак.

____ Было холодное осеннее утро.

____ Солнышко из-за тучи бросило свои лучи на землю.

14.Определи, какой части недостает в тексте: начала (зачина), основной части или концовки. Подчеркни нужное.

А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью. Начиная предложение с новой строки, он менял кисточку, рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.

Красная строка – значило “красивая строка”.

15.Прочитай. Раздели текст на абзацы.

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить. Однажды у сестры пропало колечко. Девочка подумала, что его спрятал брат. Скоро и у бабушки исчезли очки. Бабушка решила, что это проделки внука. Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, а над крышей галка летает, и что-то у нее под клювом блестит. Полез он на крышу. Достал из щели бабушкины очки, колечко, много стеклышек и разных денежек.

16.Вместо пропусков впиши слова, которые позволят избежать повторов слова еж. Воспользуйся для этого словами для справки.

Раз я шел по берегу лесного ручья. Под кустом заметил ежа. Я принес ________________ к себе домой.

_________________________ я положил на коврик. ____________________ это место не понравилось. ______________________________ тихонько перебрался под кровать. От еды ___________________ отказался.

Наступила ночь. Вдруг я услышал у себя в комнате шелест. Это ______________________

делал себе гнездо из газеты.

Слова для справки: он, ежик, гость, колючий комок.

[свернуть]

Тема 2. Предложение

1. Отметь вид предложения по цели высказывания.

Затеяли Солнце и Ветер спор: кто из них сильнее.

а) побудительное

б) вопросительное

в) повествовательное

2. Отметь главные члены предложения.

Солнце обогрело бедного путника.

а) обогрело путника

б) Солнце обогрело

в) обогрело бедного

3. Собери предложение и запиши его.

Колобок, по, катится, лесной, дорожке.

_____________________________________________________________________________

4. Составь и запиши предложение со словом ягодка.

______________________________________________________________________________

5. Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое.

Наступила осень.

6. Дополни предложение из задания 5 второстепенным членом.

_______________________________________________________________________________

7. Допиши.

Братья милую девицу полюбили.

Братья (что сделали?) ____________________________________________

полюбили (кого?) _________________________________________________

девицу (какую?) ________________________________________________

8. Подчеркни в предложении однородные члены.

Обильная роса покрыла землю, траву, цветы, листья кустов и деревьев.

9. Найди в предложении подлежащее и сказуемое. Отметь правильный ответ.

Ослепительный снег будет радовать своим блеском целый день.

а) снег будет

б) будет день

в) снег будет радовать

г) будет радовать день

10.Впиши вопросы, с помощью которых второстепенные члены предложения связаны с его главными членами.

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

Караван (_____________________________) тянулся;

тянулся (___________________________) к югу;

караван (__________________________) гусей;

гусей (___________________________) крикливых

11.Замени выделенное слово однородными членами предложения.

Дети пошли в школу.

____________________________________________________________________________

12.Составь и запиши вопрос к предложению.

С пасмурного неба изредка падали снежинки.

_____________________________________________________________________________

13.Подчеркни в предложении главные члены.

Теплый ветерок закружил хоровод из пестрых листьев.

14.Восстанови предложение по вопросам и запиши его.

Кто? что сделала? кому? какую? что?

_____________________________________________________________________________

15.Составь и запиши предложение с однородными сказуемыми.

_____________________________________________________________________________

16.Расставь в предложении недостающие знаки препинания.

Сказки любят не только дети но и взрослые.

[свернуть]

Тема 3. Значение слова

1. Отметь словосочетание, в котором слово ледяной употреблено в переносном значении.

а) ледяной спуск

б) ледяной домик

в) ледяной взгляд

2. Выбери и отметь пару антонимов.

а) щедрый – скупой

б) холодный – морозный

в) мрак – темнота

3. Выбери и отметь группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову смелость.

а) отвага, гордость, храбрость

б) отвага, бесстрашие, храбрость

в) трусость, робость, боязнь

4. Отметь правильный ответ.

Основное значение слова называется…

а) переносным

б) устойчивым выражением

в) прямым

5. Отметь правильный ответ.

То, что слово обозначает, называется…

а) его лексическим значением

б) его переносным значением

в) его грамматическим значением

6. Как называются слова, у которых несколько значений?

а) однозначные

б) многозначные

в) синонимы

г) антонимы

7. Определи, в каком словосочетании имя существительное употреблено в переносном значении. Подчеркни его.

Персидский ковер, ковер из трав.

8. Зачеркни “лишнее” слово.

Храбрость, смелость, трусость, мужество.

9. Сколько значений имеет слово земля?

а) 2

б) 3

в) 4

10.В каком значении употреблены названия действий в выражениях ветер ходит, ветер поет, ветер молчит?

а) прямом

б) переносном

11.Прочитай пословицу. Подчеркни в ней антонимы.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

12.Прочитай строки из “Сказки о царе Салтане…” Александра Пушкина. Найди и подчеркни устойчивое выражение.

И растет ребенок там не по дням,а по часам.

13.Подчеркни многозначные слова.

Компьютер, золотой, столица, дорога, пенал, подарок, класс, математика, пирамида, площадь, журавль.

14.Подчеркни слово, которое употреблено в переносном значении.

По полю, ног не имея, лениво бежит река.

15.Замени одним словом.

Пошевелить мозгами – _____________________________________________________

16.Подчеркни омонимы-слова, которые звучат и пишутся одинаково, а называют разное.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

– Отыскалась твоя сережка.

[свернуть]

Тема 4. Состав слова. Правописание

1. Отметь строку, в которой все слова записаны правильно.

а) кончик, пасечьник, скворечник

б) солнечный, борщ, речьной

в) ночной, хищник, пончик.

2. Отметь строку, в которой все слова пишутся с буквой е.

а) сл_зливый, п_щат, бл_зехонько

б) стр_лок, м_довый, т_мнота

в) л_дниковый, б_днота, л_нейка

3. Укажи строку, в которой все слова пишутся с разделительным мягким знаком.

а) муравьи, комья, хлопья

б) друзья, кольчуга, стальной

в) мельком, пальто, раньше

4. Подчеркни букву, которую нужно вставить.

Сторо(ш,ж)ка, взгля(т,д), хру(п,б)кий.

5. Отметь строку, в которой все слова записаны правильно.

а) сердце, радосный, счастливый

б) сердце, радостный, счасливый

в) сердце, радостный, счастливый

6. Отметь строку, в которой все слова записаны правильно.

а) колличество, граммота, коннверт

б) коллекция, аллея, классная

в) теллефон, траммвай, золлотой

7. Отметь правильный ответ.

Слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение, называются…

а) антонимами

б) синонимами

в) однокоренными или родственными

8. Определи, какую букву нужно писать на месте пропусков – ъ или ь. Впиши пропущенные буквы.

Под_ехал ноч_ю.

9. Подчеркни однокоренные слова.

…Но ползти в песочницу

Муравьям не хочется!

Муравьишек под сосной

Муравейник ждет лесной.

10.Найди проверочное слово для слова с пропущенной буквой. Подчеркни его. Впиши букву.

Х_лодный – холодать, холод, похолодание.

11.Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Вреден холо_ для бере_.

12.Спиши предложение, раскрывая скобки.

Из-за туч вышла луна и (по)плыла (по) небу.

_____________________________________________________________________________

13.Учительница предложила подобрать однокоренные слова к слову зима. Прочитай, что вышло у одного ученика. Зачеркни лишние слова.

Зима – зимы, зимний, зимушка, снег, коньки, лыжи, санки, холод, мороз.

14.Разбери слово подводник по составу.

15.Прочитай пословицу. Впиши буквы.

Д_ржи в поря_ке кни_ки и тетра_ки!

16.Исправь ошибку.

Отольются волку заячи слезы.

_____________________________________________________________________________

[свернуть]